В современном
обществе люди недостаточно интересуются поэзией классиков, таких как
А.С.Пушкин, Некрасов, Лермонтов, И.Бунин и т.д. Через художественное слово
можно выражать свое мнение, отношение, настроение, возмущение, свои чувства,
воздействовать на происходящее.
Красивая
грамотная речь, "упакованная” в стихотворение, значительно быстрее проникнет в
человеческую душу.
Речь выполняет в
жизни человека самые разнообразные функции – общения, передачи накопленного
человечеством опыта, регуляции поведения и деятельности людей.
Речь не
передается по наследству, овладев речью, человек находится в прямой зависимости
от окружающей речевой среды. Опираясь на многочисленные запросы общества
приходишь к выводу, что именно в детском саду необходима работа с художественным
словом, поэтому мы решили уделить этому особое внимание. Элементы программы мы
используем с детьми на занятиях по художественной литературе, развитии речи,
ознакомление с окружающим миром.
Главная
педагогическая ценность стихосложения заключается в его универсальности,
позволяющей организовывать всеобъемлющую систему комплексного развивающего
обучения детей всех возрастных групп. Занимаясь стихосложением, ребенок
приобретает универсальный опыт во многих видах деятельности: рисование,
сочинительство, ручной труд и т.п. Работа по стихосложению позволяет выявить и
развить творческий потенциал ребенка, помогает ему в осознании целостности мира
и своей причастности ко всем явлениям жизни, т.е. в формировании активной
жизненной позиции личности.
Одновременно отшлифовывается
речь детей (становится более выразительной, образной, складной), развивается их
поэтическое чутье. Ребята открывают новые звуковые и смысловые ресурсы
художественного слова. Обогащается словарный запас дошкольников. Кроме того,
различные виды работы с рифмой подвигают детей к собственному словотворчеству.
Основная наша цель:
формирование речи дошкольников посредством стихосложения и умения
взаимодействовать между собой.
Отсюда следуют
задачи, которые являются основой для педагогов.
Задачи:
·
подготовить детей к
реализации своих словотворческих возможностей;
·
развить поэтический
слух и умение излагать свои мысли в стихотворной форме;
·
сформировать
словарный запас слов детей,
·
совершенствовать
выразительность, образность и складность речи,
·
расширить
представления о мире, приобщить к чувствам прекрасного, доброго.
Игры, подобные
буриме, удивительно раскрепощают человека, учат не бояться слова, заставляют
искать синонимы, если какое-нибудь слово, подходящее по смыслу, ломает размер
стиха или выпадает из общего стилистического рисунка. Подобные игры оттачивают,
воспитывают чувство юмора, остроумие, которое, как считали многие мудрецы
самоценно.
В группах
создана предметно развивающая среда:
·
игрушка Словечек;
·
банка рифм;
·
речевые настольные
игры;
·
игры на развитие
дыхания;
·
фонотека;
·
разнообразный
природный и бросовый материал;
·
атрибуты на выработку
ритма;
·
набор мелких игрушек,
предметов; предметные и сюжетные картинки;
·
альбомы впечатлений
для рассматривания;
·
шкатулка с фишками
для подбора частей речи;
·
блокнотики с
фотографией ребенка для записи словотворчества.
Прежде, чем
приступать непосредственно к стихосложению (прозе) дети проходят ряд определённых
этапов: чтение различных произведений об объекте сочинения детской научной
литературы, изобразительная деятельность объекта сочинения, подбор слов, рифм к
объекту, сочинение стихотворения, сказки, лимерика, запись художественного
произведения в индивидуальный блокнотик и т.д., диагностика, оценка.
Такое условное
обозначение позволяет наглядно педагогу прослеживать уровни развития детей,
занимающихся стихосложением.
Наши педагоги
выбирают различные формы обучения, стремятся чтобы интересно было и родителям и
детям в совместном творчестве, тогда и будет отличный результат в работе. |